Введение в мир этнологии: основы и принципы исследования

Этнология

Методы этнологии

Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Но специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте.

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакцией на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждении, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения и т.п.

Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения. На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).

Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описания не являются единственным типом письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время еще не исследование огромное количество письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных эпох: доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Слайд 15Этнографические понятия и источники. Аборигены – коренные обитатели той или

иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что

«автохтоны».

Автономизация – становление самобытности, уникальности этноса.

Автономия – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.

Автостереотипы – устойчивые представления этноса о своих качествах.

Автохтонное население – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

Слайд 15Этнографические понятия и источники. Аборигены – коренные обитатели той или иной

территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».

Автономизация – становление самобытности, уникальности этноса.

Автономия – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.

Автостереотипы – устойчивые представления этноса о своих качествах.

Автохтонное население – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

Еще термины по предмету «Страноведение»

Замбия

(от названия реки Замбези) – слаборазвитое аграрное государство в Центральной Африке, в бассейне реки Замбези, в районе «медного пояса». Официальное название: Республика Замбия, Republic of Zambia. Территория и границы. Граничит: с Демократической Республикой Конго, Танзанией, Малави, Зимбабве, Ботсваной, Намибией и Анголой. Площадь: 752,6 тыс. км2. Столица: Лусака. Административно-территориальное деление: 9 провинций. Крупнейшие города: Идола, Китве-Нкана.
Государственное устройство. Форма правления: республика. Глава государства: президент. Глава правительства: президент.
Законодательная власть: президент и Национальная ассамблея. Исполнительная власть: Кабинет министров. Ведущие политические партии: Движение за многопартийную демократию. Национальный праздник: День независимости —
24 октября (1964). Население. Этнический состав: около 70 групп семьи банту, в т. ч. бемба, тонга, ньянджа. Официальный язык: английский. Верующие: христиане (66%), мусульмане, приверженцы местных верований. Занятость: сельское хозяйство и добывающая промышленность 25,4%, обрабатывающая промышленность и строительство — 24,4%, банки и сфера услуг 50,2%. Экономика. Денежная единица: квача. Экспорт: медь, кобальт, свинец, цинк, марганец, табак, пряжа. Импорт: машины и оборудование, транспортные средства, нефть, химикаты, скот, продовольствие. Транспорт. Международный аэропорт: Лусака. Железные дороги (1998): 1273 км. Автодороги (1997): 36,4 тыс. км, из них 6,5 тыс. км с тв. покрытием. Главный порт: Мпулунгу (оз. Танганьика). Природа. Климат: субэкваториальный. Средние температуры самого тёплого месяца (октябрь) 23-27°С, самого холодного (июля) 15¬20 °С. Осадки—609¬1400 мм в год. Реки и озера: рр. Замбези, Кафуэ, Луангва; оз. Танганьика, Мверу (пограничные). Рельеф: волнистое плоскогорье высотой 1000-1350 м. На северо-востоке —горы Мучинга (1893 м), на севере — г. Сунзу (2067 м). Растительность: сухой тропический лес и саванны. Животный мир: слоны, носороги, зебры, жирафы, буйволы, львы, страусы; муха цеце. Полезные ископаемые: медь, кобальт, изумруды, золото, серебро, уран, уголь, марганцевые руды. Национальные парки, заповедники: около 20 национальных парков (Кафуэ, Сиома-Нгвези, Сев. и Юж. Луангва и др.).

Злобок, Злобец, Злобка

горка, холм. См. взлобок, лоб.

  • Трансфер (в этнологии)

  • Агуы, Гу

  • Аулие-Ата

  • Ахта

  • Гана

  • Греция

  • Долихокефалия

  • Заток

  • Зима

  • Идауба

  • Лиман

  • Море

  • Мугулдур

  • Нур, Нор

  • Поберег

  • Поле

  • Полночь

  • Порака

  • Пучило

  • Сай, Сайр, Чай

Слайд 9считается, что этнология изучает: — Материальную культуру народов; — Ритуалы, обычаи, верования различных

народов; — Системы родства у различных народов; системы родственных кланов; — Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти); — Поведенческие системы, присущие разным народам; — Системы воспитания присущие разным народам; — Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа; — Сравнивание комплекса культурных черт различных народов; —    Психологические особенности различных народов.—    Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде; — Сравнение ценностных систем этносов; — Сравнение картин мира различных народов; — Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов; — Особенности межкультурных контактов; — Этногенез; — Причины возникновения и распада этносов; — Расселение народов; — Демографические процессы, происходящие в этносах; — Экономическое поведение членов того или иного этноса; — Этнолингвистику; — Этносемиотику; — Становление и развитие традиций; — Проблемы этничности и этнических групп.

Слайд 9считается, что этнология изучает: — Материальную культуру народов; — Ритуалы, обычаи, верования

различных народов; — Системы родства у различных народов; системы родственных кланов; —

Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти); — Поведенческие системы, присущие разным народам; — Системы воспитания присущие разным народам; — Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа; — Сравнивание комплекса культурных черт различных народов; —    Психологические особенности различных народов.—    Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде; — Сравнение ценностных систем этносов; — Сравнение картин мира различных народов; — Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов; — Особенности межкультурных контактов; — Этногенез; — Причины возникновения и распада этносов; — Расселение народов; — Демографические процессы, происходящие в этносах; — Экономическое поведение членов того или иного этноса; — Этнолингвистику; — Этносемиотику; — Становление и развитие традиций; — Проблемы этничности и этнических групп.

Слайд 16Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм

культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.Акматическая фаза

– у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.

Анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

Антропогенез – раздел антропологии – учение о происхождении человека.

Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.

Апартеид – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п.

Архетип – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д.

Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. (Так, группы, завоевавшие в IV в. территорию Северного Кавказа и создавшие в V в. мощное объединение типа союза племен, в VI в. исчезают как этнос, ассимилированные местным населением.) Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах.

Rate article