Основные понятия этнопедагогики: ключевые аспекты

Этнопедагогика Этнопедагогика

Содержание науки

Изучая основы этнопедагогики, родители, студенты и работники образования должны понимать ее содержание. В него входит несколько основных направлений, которые в совокупности позволяют объять эти новые знания.

Организационно-деятельное направление этой науки включает в себя исследования основных познаний народа в области воспитания подрастающего поколения. Ребенок и его поведение являются как объектом, так и субъектом в образовательном процессе. Структурное содержание включает в себя функции воспитания, например, развитие умственных способностей, привитие этики и эстетики.

Факторами воспитания являются история, природа, религия. Одним из структурных элементов, которые включает в себя понятие этнопедагогики, являются методы и средства воспитания. В основе обучающего процесса положена идея развития личности и ее реализация.

Представленная отрасль науки подразумевает также организацию воспитания. Она исследует роль коллективных форм взаимодействия и жизнедеятельности семьи, общины, народа и человечества в целом. Этнопедагогика применяет в своей структуре примеры народных воспитателей. Ими могут быть даже малоизвестные педагоги, их мысли и высказывания, общественные деятели, а также родители или даже старшие дети. Все эти направления, сливаясь воедино, способствуют развитию социально ответственной личности с набором этических черт характера и поведения.

Структура

Этнопедагогика как наука содержит в себе некоторые структурные элементы. В их число входит детознавство, которое с определенной точки зрения изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.

Также отраслью этого метода образования является народная дидактика. Она раскрывает смысл поучений, наставлений, разъяснений. Также в этнопедагогику входит педагогическая деонтология, которая изучает необходимость, обязательность выполнения установленных норм поведения, правил. Это направление учит уважать свой род, предков, историю и культуру.

Еще одной структурной единицей является семейная педагогика. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе эта отрасль набирает значительного размаха. Она формирует в сознании детей культ Рода, Отца и Матери.

Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы и методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть основами педагогического мастерства, чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействия с социумом.

Средства воспитания

Этнопедагогика – это действенное направление в образовательном процессе

Ее средства столь разнообразны, что способны завладеть вниманием любого ребенка. В первую очередь к средствам воспитания относится общение

Дети в процессе этого учатся контактировать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Также общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя педагогу применять те или иные адекватные данной ситуации методы.

Одним из самых эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем общем процессе.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга

Это очень важно для нашего современного общества

Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

Сущность этнопедагогики

По сути, этнопедагогика — это теоретическое осмысление и
систематизация опыта народной педагогики, который представляет собой
совокупность педагогической информации и педагогического опыта народа,
выработанного и накопленного в процессе общественного развития.

Этнопедагогика — это особый подход к этнопедагогике с помощью
этнического обучения. В ней анализируются социальные и образовательные
процессы, связи и взаимодействия педагогики с культурными традициями народа,
рассматриваются особенности и закономерности национального (этнического)
образования.

Поэтому основным объектом изучения этнопедагогики является
образовательный процесс. Проблемы образования становятся предметом активных
дискуссий в кругах научного сообщества.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование
образования в реальной действительности и исследует образовательный процесс
как:

  • форма (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитывающие отношения, воспитывающее общение) в этнокультурной среде;
  • Этнонормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этнической группы молодому поколению (интернализация культурного опыта);
  • Специальный вид деятельности (педагогическая деятельность);
  • функция взаимодействия людей (воспитательная функция) в различных условиях социализации: в образовании, художественном творчестве, работе и т.д.;
  • этнокультурное развитие человека, его становление как представителя определенной этнической группы;
  • этносоциальное учреждение (система образования в культуре определенной этнической группы).

Представление феноменологической сущности образования как
сложного социального явления в реальной социально-педагогической
действительности направлено на ясное понимание содержания образования.

В концентрированном виде содержание воспитания
(этносоциализации) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого,
концепция идеального результата. Цель воспитания — воспитанный человек,
носитель определенной системы нравственных этнических ценностей.

В структуре образовательного процесса цели выступают как
закон, а этносоциализация — как явление действительности. Цель
этносоциализации:

  • конкретизируется содержанием педагогической деятельности (представляется ученикам как образец для подражания);
  • конкретизируется организацией образовательной деятельности (определяет выбор образовательных средств и методов);
  • рефлексировать эффективность образовательной деятельности (определяет эффективность образования).

Результаты учебной деятельности сравниваются с частичными и
промежуточными целями, а также с конечной целью, образом идеала. Несоответствие
между целями и результатами образования становится движущей силой
образовательного процесса. Воспитание понимается как способ выбора особых форм
и методов общения, взаимодействия и ситуаций межличностных отношений, который
ведет к реализации прогностической функции, достижению желаемого образа и
формированию особого набора ценностей. Этнопедагогическое образование
соотносится с образом жизни и мировоззрением, оно культурно адекватно по своей
сути и духовно по своей направленности. Поэтому этнопедагогика становится все
более востребованной как перспективное научное направление. Этнопедагогика в
первую очередь занимается сущностными аспектами педагогической деятельности.

Цели и задачи

В процессе изучения этнопедагогики ставятся определенные цели и задачи. Зная их, можно глубже вникнуть в суть этой науки.

Цель этнопедагогики заключается в привитии подрастающему поколению системы ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа.

Применение в образовательном процессе традиций разных народов, населяющих нашу страну, является приоритетом. Творческое вдохновение может применяться в различных сферах деятельности. Этнопедагогика развивает способности детей, стимулирует их самовыражение и таланты.

Для достижения этих целей решаются определенные задачи. К ним относится в первую очередь изучение подходов народа к воспитанию. Задачи этнопедагогики заключаются также в актуализации таких методик и приемов с учетом особенностей общества, поиске путей и подходов в осуществлении такой работы.

Также представленной отрасли образования вменяется в обязанность осуществление контроля за соответствием идей науки сегодняшним задачам воспитания развитой личности.

ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

1. Что такое этнос?

2. Человечество и нация.

3. Психологическая основа нации

4. Культура как психологическое понятие.

5. Что такое этнопсихология?

6. Зарождение этнопсихологии в истории и философии

7. Изучение психологии народов в Германии и России ‘

8. В. Вундт – основатель науки о психологии народов.

9. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии

1. Конфигурации культур

2. Базовая и модальная личность

3. Психологическая антропология

4. Релятивизм, абсолютизм, универсализм

5. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.

6. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления

7. Ш. Летурно о психологии и нравственности первобытных людей

8. Принципы языческой нравственности.

9. Национальный характер или ментальность?

– Русская душа

1. Отношения межгрупповые и межличностные

2. Психологическая обусловленность межэтнических отношений

3. Социальная и этническая идентичность

4. Этноцентризм как социально-психологическое явление

5. Этноцентизм и национализм

6. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

7. Индивидуализм и коллективизм

8. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

9. Национально-психологические особенности представителей славянских народов

1. Регулятивная функция культуры

2. Адаптация к новой культурной среде

3. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации

4. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде

5. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов

6. Подготовка к межкультурному взаимодействию

7. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности (повышенная чувствительность, тревожность)

8. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры

1. Определение этнических конфликтов

2. Классификация этнических конфликтов

3. Возникновение этнических конфликтов

4. Протекание этнических конфликтов

5. Урегулирование этнических конфликтов

6. Глобализация межэтнических конфликтов

1. Создатель этнопедагогики Волков Г. Н.

2. Этическая культура и этнопедагогика

3. Понятие этнопедагогики и ее функции

4. Духовные истоки народной педагогики

5. Духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений

6. Природа – определяющий фактор этнопедагогики

7. Я.А. Коменский – продолжатель народной педагогики

8. К.Д. Ушинский – основатель российской педагогики

9. Великий советский педагог Антон Семёнович Макаренко

10. В.А. Сухомлинский – продолжатель традиций народной педагогики.

1. Педагогическая культура, ее сущность и содержание

2. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа

3. Педагогические явления народной жизни

4. Народное воспитание и преемственность поколений

5. Народ как творец педагогической культуры

Лекция № 8. Поиски идеального человека 1. Как древний человек искал свою сущность?2. Мировоззрение язычника

3. Возникновение представлений об идеальном человеке на Древнем Востоке и Греции

– Будда, Конфуций, Зороастр

– Древнегреческие философы о человека

– Сократ

4. Пятикнижие Моисея (Тора) о сущности человека

5. Человек в учении Иисуса Христа

6. Новый человек в учении апостола Павла

7. Человек в Средние века

8. Современные представления о сущности человека

1. Сознание и религия

2. Наука о роли духовности и религии

3. Религия, государство, семья

4. Религия – источник искусства, науки, культуры

5. Закон и право

6. Образ богов и нравы людей

7. Языческие религии на путях поиска духовности

8. Возникновение нравственности

1. Труд

2. Быт

3. Традиции

4. Слово

5. Пример-идеал

6. Религия

7. Природа

8. Игра

9. Общение

10. Искусство

11. Значение этнопедагогики

Закономерности народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических систем, дающих возможность осуществлять “перенос” знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:

  • наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

  • единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;

  • общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

  • общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Методология

Для достижения своих целей и решения задач применяются определенные средства этнопедагогики. Они несколько специфичны, что и выделяет представленную науку в отдельное направление. Подобные приемы, но несколько в другом стиле может применять и современная педагогика. Этнопедагогика же вносит в эти приемы свои уникальные особенности.

Это позволяет доносить информацию детям в более доступном для них виде. Интерес, который вызывают такие методы, служит эффективным фактором ее усвоения. К числу основных подходов передачи знаний посредством этнопедагогики являются разъяснение, убеждение, пример. К методам такого воспитания также принято относить требования, уговор, приказ, поверье, просьбу и совет.

Активно применяются упражнение и приучение, благословение или пожелание. При необходимости может использоваться укор или упрек, одобрение или намек. В зависимости от ситуации, сложившейся в процессе обучения, применяется тот или иной прием этнопедагогики.

Чтобы получить хороший результат, необходимо правильно применять все представленные методы. Для этого учитывают особенности психики ребенка или их группы, а также особенности взаимодействия детей друг с другом, социумом. Для этого учитывают факторы обучения.

Предмет и объект

Объект и предмет этнопедагогики разными исследователями определяются несколько иначе. Так, Хакимов Э. Р. считает, что объектом этой отрасли науки является образовательный процесс. Предметом в этом случае при исследовании являются как четко целенаправленные, так и стихийные процессы освоения этнопедагогических знаний.

Пездемковская Г. В. говорит, что такое направление, как научная педагогика, содержит в своей основе современные знания и результаты исследований. Народный подход же берет за фундамент обыденные, житейские знания. Поэтому она считает, что при изучении этнопедагогики объектом следует считать народную культуру. Она не содержит научных знаний о традиционном воспитании. Предмет этнопедагогики, по мнению Пездемковской Г. В., имеет достаточно широкий социальный смысл. Он заключается в традиционном народном воспитании.

Г. Н. Волков объектом этнопедагогики выделяет народную культуру и педагогику. Предмет ее исследования он видит в передаче нравственного опыта в семье, обществе через этническое творчество, поговорки, сказки, загадки, песни и т. д.

Что такое народная педагогика

Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: «Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс».
Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: «Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения».
В этих и других определениях народной педагогики мы находим ряд общих положений. Это— эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми,
также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители — таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи— век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и др.
Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.

Определение народного творчества

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

Rate article