- Содержание науки
- Ориентация этнопедагогики
- Выдержка из текста
- Важность этнопедагогики
- 2.4. Народный театр
- Народная музыка (музыкальный фольклор)
- Предмет и объект
- 2.5. Народный танец
- 2.1. Определение народного творчества
- Понятие этнопедагогики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этнопедагогика
- 2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
- Список использованной литературы
- 2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
- Современное призвание этнопедагогики
- 3.1. Закономерности народных педагогических систем
Содержание науки
Изучая основы этнопедагогики, родители, студенты и преподаватели должны понимать ее содержание. Он включает в себя несколько основных областей, которые вместе позволяют вам овладеть этими новыми знаниями.
Организационно-активное направление этой науки включает исследование базовых знаний людей в области воспитания подрастающего поколения. Ребенок и его поведение являются одновременно объектом и субъектом образовательного процесса. Структурное содержание включает образовательные функции, например, развитие умственных способностей, привитие этики и эстетики.
Факторами образования являются история, природа, религия. Одним из структурных элементов, включающих понятие этнопедагогики, являются методы и средства обучения. В основе учебного процесса лежит идея развития личности и ее реализации.
Представленная отрасль науки подразумевает также организацию образования. Изучите роль коллективных форм взаимодействия и жизнь семьи, сообщества, людей и человечества в целом. Этнопедагогика использует в своих рамках примеры национальных педагогов. Также они могут быть малоизвестными учителями, своими мыслями и высказываниями, общественными деятелями, а также родителями или даже детьми постарше. Все эти области, сливаясь воедино, способствуют развитию социально ответственной личности с набором черт характера и этического поведения.
Ориентация этнопедагогики
Этнопедагогика — относительно молодая наука о педагогике. Его систематическое изучение началось во второй половине ХХ века, несмотря на то, что вопросы национально-направленного образования рассматривались в трудах К.Д. Ушинского.
Существует два основных аспекта этнопедагогики:
- Прикладной аспект — включает в себя педагогический смысл.
- Существенный аспект — включает педагогическую идею.
В настоящее время этнопедагогика является одним из основных средств, несущих ценность для развития творческой личности с учетом ее этнической особенности и своеобразия.
Исходя из центральных аспектов этнопедагогики, она функционирует как история и теория народного образования.
Образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях в рамках этнопедагогики, направлены на развитие у детей комплекса личностных качеств и усвоение ими общепринятых социальных норм, опыта и ценностей. Это достигается за счет:
- Сбор и систематизация народных знаний по вопросам воспитания и образования.
- Передача подрастающему поколению народной мудрости, отраженной в сказках, легендах, рассказах, традициях, истории, образе жизни и т.д. каждой этнической группы.
- Максимальное использование накопленного потенциала в воспитании и обучении детей с учетом историко-культурного этноса.
Таким образом, основным направлением этнопедагогики является сосредоточение внимания на особенностях и своеобразии каждого народа. Использование методов и средств образования, накопленных этими народами в современных условиях, их адаптация и совершенствование.
Выдержка из текста
Этнопедагогика как отдельная наука была выделена чуть более полувека назад. Однако подход к обучению и воспитанию согласно главным принципам этнопедагогики применялся ещё в античности. В данной работе мы постараемся рассмотреть концепцию этнопедагогики с философской точки зрения в аспекте взаимодействия двух дисциплин — народной педагогики и философии.
Актуальность исследования связана с глобальной потребностью представителей определённых развитых этносов к самоидентификации, при этом применение принципов этнопедагогики в воспитании или образовании детей могут способствовать пониманию своих истоков, принадлежности человека к определённой народности, развитию черт характера, а также получения наиболее плодотворных результатов в педагогическом процессе путём применения традиционных способов обучения, характерных и освоенных данным этносом.
Объектом исследования данной работы будут являться различные монографии, статьи и учебная литература, посвящённые этнопедагогике и раскрывающие её суть.
Важность этнопедагогики
Важность этнопедагогики заключается в том, что невозможно организовать успешный процесс воспитания, обучения и развития молодого поколения без учета этнических особенностей. Это особенно актуально в контексте нашего многонационального государства
Этнопедагогика является той самой отраслью педагогики, которая направлена на развитие и развитие страны, возрождение и значение этнического самообразования, направленного на формирование личности патриота, сына своего народа, обладающего высокоразвитым чувством гордости за свой народ, историю и традиции.
Роль этнопедагогики в современной системе образования заключается в том, что она направлена на сохранение национальной индивидуальности каждого народа, проживающего на территории страны. Это особенно актуально в свете событий, которые страна пережила во время репрессий и войн, когда небольшие государства подвергались преследованиям и уничтожению. Именно этнопедагогика обеспечит каждому ребенку, независимо от этнической принадлежности, возможность расти с чувством гордости за свой народ и уважения к другим народам.
Ядро этнопедагогики — любовь. Любовь к детям, работе, культуре, народу и родине. Обогащая себя знаниями в области этнопедагогики, учитель может лучше понимать своих учеников и их семьи, стать настоящим педагогом молодежи.
2.4. Народный театр
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным
творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших
охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения.
Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах
(святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических
действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и
представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия
«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития
народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто
называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии,
Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были
близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного
кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления
(тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.). Народные театры
кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали
«бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так называемый
раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного
искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и
жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой,
которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а
иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей,
изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как
правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен
не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или
комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает
память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей,
драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках,
ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой,
преодолевать застенчивость.
Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
-
календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);
-
полевые работы (покосные, жатвенные песни);
-
рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
-
смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
Предмет и объект
Объект и предмет этнопедагогики определяются разными исследователями несколько по-разному. Таким образом, Хакимов Э.Р считает, что объектом данной отрасли науки является образовательный процесс. В данном случае предметом исследования выступают как явно преднамеренные, так и спонтанные процессы усвоения этнопедагогических знаний.
Пездемковская Г.В утверждает, что такое направление, как научная педагогика, базируется на современных знаниях и результатах исследований. В основе популярного подхода лежат повседневные и повседневные знания. Поэтому он считает, что при изучении этнопедагогики популярная культура должна рассматриваться как объект. Он не содержит научных знаний о традиционном образовании. Тема этнопедагогики, по мнению Г.В. Пездемковской, имеет достаточно широкое общественное значение. Он заключается в традиционном воспитании людей.
Г. Н. Волков выделяет массовую культуру и педагогику как объект этнопедагогики. Предмет своего исследования он видит в передаче нравственного опыта в семью, в общество через этническое творчество, поговорки, сказки, загадки, песни и т.д.
2.5. Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был
частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов
и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,
связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).
Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым
содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся
охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,
домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.
Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —
дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ
(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и
др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви:
танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине
(грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается
танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы
исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики
часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с
бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения
оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное
платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском
танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы
соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг
с другом в движении (хоровод, ручеек).
2.1. Определение народного творчества
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.
Понятие этнопедагогики
Этнопедагогика — это наука, в основе изучения которой заложена народная педагогика, традиционные практики обучения и воспитания, исторически сложившиеся у разнообразных этносов.
Этнопедагогика – это научный взгляд на процесс воспитания, через призму культуры и традиций народа.
Этнопедагогика занимается анализом современного процесса воспитания, различных педагогических и социальных процессов, их взаимосвязи друг с другом, а также культурными традициями. Этнопедагогика является частью педагогической науки, исследующей особенности и закономерности народного воспитания.
Предмет этнопедагогики – это педагогическая культура определенной народности, этносоциума или рода.
Народная педагогика – это определенные воспитательные традиции, которые присущи конкретной этнической группе. Этнопедагогика же является обобщенными понятием, которое обозначает сравнительный анализ различных воспитательных традиций народов и этносов.
Таким образом, народная педагогика включает в себя преемственность между поколениями в вопросах воспитания и обучения. Она больше связана с жизнью народа и соответственно с процессом социализации воспитанников.
В рамках этнопедагогики социализация представлена как процесс развития личности ребенка под воздействием на него окружающего общества, народной культуры и приобретенного социального статуса. То есть, этнопедагогика помимо вопросов всестороннего воспитания с упором на этнос, подразумевает и осуществление успешной социализации ребенка в обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Содержание этнопедагогики включает в себя такие нравственные категории как долг, честь, ответственность, совесть, любовь, терпимость, сопереживания и т.д. Все они являются важным условием самоутверждения каждого человека в условиях современного общества, обеспечивая ему благоприятную психологическую среду для успешного воспитания.
Основу этнопедагогики представляет духовная культура, национальные традиции и обычаи, социально-этические нормы, присущие конкретному народу
Именно опора на особенности и уникальность того этноса, к которому относятся дети (ученики, воспитанники) и является важной направляющей этнопедагогики
В этнопедагогику заложена и народная мудрость, которая имеет чёткую дифференциацию форм воспитания:
- Пословицы и поговорки направлены на социально-этическое воспитание.
- Загадки нацелены на умственное и интеллектуальное развитие.
- Песни предполагают эстетическое и патриотическое воспитание.
- Сказки направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, этнопедагогика отражает основные общечеловеческие компоненты каждого этноса, определяет воспитательные средства, в зависимости от этнической принадлежности и особенностей воспитания в рамках данной национальности.
Этнопедагогика
Наряду с понятием и термином «народная педагогика» утвердился другой термин — «этнопедагогика», впервые предложенный Г.Н. Волковым (ныне академиком РАО) в 60-е годы. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин «этнопедагогика» отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки (И.Т. Огородников).
Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика — это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского и других народов. Поэтому правомерно говорить и об этнопедагогике белорусского народа.
2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);
· полевые работы (покосные, жатвенные песни);
· рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
· смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
Список использованной литературы
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: ИЦ “Академия”, — 1999. — 168 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста. КГУ, 2009. -576 с. Словарь античности. Пер. с нем. М., Эллис Лак, 1994. — 704 с. С. 416.
3. Волков, Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики / Г. Н. Волков // Этнопедагогический ежегодник. – Чебоксары, 2005. – Вып. 7. – С. 15– 30.
4. Палаткина Г.В. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2008 г. – 270 с.
5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие. М., Владос-Пресс, 2006. — 351 с.
и др. источники литературы
2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.
Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря
исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр,
скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные
традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую
историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные
произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они
образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские
былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки),
инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение
музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и
семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной
музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных
функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки,
веснянки, масленичные, купальские песни);
· полевые работы (покосные, жатвенные песни);
· рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
· смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на
смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических
песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные
по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и
инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное.
Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет
ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными
ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички,
прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это
эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания,
воспитание коллективизма и душевной чуткости.
Современное призвание этнопедагогики
Современная этнопедагогика — это особая наука, способная воспитать действительно достойного человека. Его действия будут направлены на достижение общего благополучия и развития.
В современном мире стремительно меняющихся технологий человек теряет связь с историческим прошлым. Люди забывают основные принципы морали, выработанные веками существования народа. Современное общество превращается в хищника, который поедает природные ресурсы, разрушая естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему миру и обществу.
За последние несколько десятилетий мы продемонстрировали значительные технологические прорывы. Но разграбление природных ресурсов, искаженные представления о своем виде, семье, нации все чаще встречаются в нашей жизни
Этнопедагогика призвана обратить внимание подрастающих поколений на необходимость уважительного отношения ко всем живым существам, населяющим нашу планету. Эта хрупкая система, существующая на протяжении многих веков, сейчас подвергается постоянным нападкам со стороны человечества
Облик планеты меняется, иногда уже необратимо.
именно этнопедагогика апеллирует к нашей морали, к чувству ответственности за свои действия. Это способствует чувству единства каждого представителя нашего общества, а также осознанию последствий того или иного решения. Правильное отношение к окружающему миру начинается с глубокого уважения к нашей семье, сообществу, нации. Высокоморальный человек ценит как свое ближайшее окружение, так и все живое, что есть в нашем мире. Этому нас учит народная мудрость. Наши предки знали его основные постулаты с незапамятных времен.
Шумный и быстро меняющийся мир не должен заставлять нас забывать о самом главном, чем должно быть наполнено наше сознание. Если мы забудем свою историю, наставления наших предков, мы неминуемо упадем в пропасть, потеряв свой истинный путь. Следовательно, этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Ведь именно она прививает основные качества личности, необходимые не только каждому человеку, но и всему обществу в целом.
Рассмотрев основные концепции представленной науки, можно сказать, что этнопедагогика — важное направление в сфере образования. Он использует эффективные средства и преследует очень благородные цели в воспитании подрастающего поколения
Неординарный подход позволяет детям лучше усваивать новую информацию, развивать свои творческие способности. Взаимодействуя с окружающим миром, этнопедагогика способствует развитию высоких этических и нравственных качеств. В то же время дети осознают свое сообщество с окружающим миром, чувствуют себя его частью. Это позволяет воспитывать человека с высокими нравственными устоями, принося добро и пользу миру для всего общества.
3.1. Закономерности народных педагогических систем
К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических систем, дающих возможность осуществлять “перенос” знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:
· наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;
· единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;
· общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
· общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.