Этнопедагогика: изучаем и сохраняем культурное наследие

Этнопедагогика • большая российская энциклопедия - электронная версия Этнопедагогика

Содержание и структура этнокультурной компетентности будущих учителей

Проблеме формирования этнокультурной компетенции посвящен ряд
научных исследований, в которых ее содержание и структура раскрываются с
различных методологических позиций в рамках целей и задач, поставленных учеными
и педагогами. Однако отсутствие единства в трактовке определения этнокультурная
компетентность, в его трактовках, а также широта и разнообразие мнений
относительно сущности и содержания определения этнокультурная компетентность
вызывают необходимость прояснения этого концепция в рамках нашего исследования. При
этом необходимо учитывать, что данное определение должно быть предметом нашего
анализа концептуального ряда двух определений: компетентность, этнокультурная
компетентность.  

Психолого-педагогическая наука знает имена таких современных
исследователей, как В.И. Байденко, И.А. Винтер, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторская,
посвятившие свою работу изучению сущности, содержания, структуры, классификации
таких понятий, как компетенция, компетенция. Анализ данных исследования
демонстрирует их взаимосвязь, а иногда и их критику за подмену или
идентификацию.     

Остановимся подробнее на некоторых теоретических положениях.

В И. Байденко трактует понятие компетенция как единый
(согласованный) язык описания академических и профессиональных профилей и
уровней высшего образования. Иногда говорят, что язык компетенций является
наиболее подходящим для описания результатов обучения.  

Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ)
на результаты обучения делает квалификации сопоставимыми и прозрачными,

чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и между университетами, даже при обучении по одной специальности (предметной области). Более современного методологического инструмента Болонского обновления учебных планов и программ в европейских университетах пока не найдено. Результаты обучения, выраженные на языке компетенций, по мнению западных экспертов, являются способом расширения академического и профессионального признания и мобильности, повышения сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.  

И.А. Винтер пишет, что трактовка понятия компетенция в мире порождает работу по изменению содержания образовательных стандартов и процедуры аттестации учителей.  

Столь широкое определение концептуального содержания компетенции
существенно усложняет ее измерение и оценку как результат обучения, на что
обращают внимание сами разработчики. Об этом же свидетельствует
процитированное А.В. Хуторским содержание основных ключевых
компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная,
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая,
личностная компетенция.  

Далее И.А. Зимняя отмечает, что для того, чтобы хоть как-то
упорядочить последующую трактовку компетенций, разработчики Стратегии
модернизации содержания общего образования предлагают дифференцировать их по
сферам: 

  • компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов познания из различных источников информации, в том числе внеклассных;
  • компетентность в сфере гражданской и общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетенции в области социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейной жизни и т. д.);
  • компетентность в области культурной и развлекательной деятельности (включая выбор способов и средств использования свободного времени, культурно и духовно обогащая человека).

ЮГ. Татур считает, что, что компетенция — это не понятие, следующее за названными в базовом определении, а понятие более высокого уровня интеграции. Однако компетентность также характеризует человека. Это означает, что компетентность — это неотъемлемое свойство, характеристика личности.       

Компетентность — характеристика успешной деятельности.

Однако грамотного в целом, как, например, высокого или толстого человека не существует. Этот термин используется в отношении ситуации, в которой он демонстрирует способность успешно действовать. Ситуация — очень важная характеристика термина компетентность. Это означает, что компетентность — это характеристика успешной деятельности в определенной сфере, ситуации.   

Сущность этнопедагогики Волкова

Геннадий Никандрович Волков – мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель.

Г.Н. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека, именно он является основателем этнопедагогики в России, как научной области. В настоящее время положения этнопедагогики Волкова широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Воспитательные подходы Волкова очень популярны и востребованы в педагогической среде.

Традиционная педагогика подразумевает обязательное включение в себя и воспитательно-образовательный процесс этнических особенностей воспитанников (учащихся). Это особенно актуально в нашей стране, которая является многонациональной.

Многие народности и этносы владеют эффективными и удивительными приемами воспитания, применение которых в современных условиях гарантирует высокий воспитательный результат. Важным является гармоничное соотношение применяемых методов этнопедагогики и принципов добросовестности и гуманности.

По мнению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – это самостоятельная педагогическая наука, которая занимается выявлением архаичных принципов воспитания и их последующим гармоничным включением в педагогический процесс.

Г.Н. Волков является разработчиком и популяризатором идей этнопедагогики в традиционную педагогику. Впервые его этнопедагогические идеи были представлены широкой публике в 1962 году. Именно с этого времени этнопедагогика получает широкое развитие и применение на практике.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на всю популярность и востребованность данной педагогической науки, этнопедагогика имеет и критиков, которые считают, что архаичные средства и методы не актуальны и устарели, их применение в рамках современной педагогики просто не возможно. Основной упор критики делают на то, что у ряда народностей в вопросах воспитания присутствуют грубость, неконтролируемая стихийность и даже насилие (физические наказания). Однако Г.Н. Волков опровергает данные нападки и насыщает свои разработки этническим и народным достоянием в области воспитания и обучения детей.

Предметом этнопедагогики Волкова является целенаправленный и четко обозначенный воспитательный процесс, основанный на этнических традициях.

Основой концепции Г.Н. Волкова является народная культура, которую он использует не целиком, а более прагматично.

Народная культура в этнопедагогике Г.Н. Волкова – это элементы народного фольклора, духовные ценности и семейный опыт, которые органично включаются в воспитательный процесс, в результате чего решается одновременно несколько задач воспитания и развития детей.

Методология в творчестве Г. Н. Волкова

Методики
обучения, предложенные Н.Г. Волковым в рамках этнопедагогики, весьма
специфичны. В первую очередь, это связано с тем, что основу методической
системы обучения этнопедагогике составляют:  

  • Требования
  • Убеждение
  • Заказы
  • Совет
  • Запросы
  • Верования

Интеграция
этих методов в процесс воспитания очень проста, если педагог заранее определил
психотип ребенка и учитывает его, выбирая наиболее оптимальные методы
воспитания и развития.

Например,
если ребенок спокоен, то для его воспитания и развития больше всего подходят
такие методы, как советы и просьбы. Если же ребенок наоборот слишком
капризен и активен, то для него эффективными будут приемы требований и
уговоров. 

Подбор
оптимальных методов обучения этнопедагогике — кропотливая и ответственная
работа, на которую способен далеко не каждый педагог.

В
трудах Г

Н. Волкова большое внимание уделяется средствам этнопедагогики в
вопросах образования. Каждый инструмент должен включать традиции
определенного этноса. Однако важно учитывать современные требования к
нормам морали, этики и гуманности. Это связано с тем, что только
адекватные факторы способны оказать необходимое воспитательное воздействие на
ребенка, научить его свободно выражать свои эмоции и мысли.    . Самый
распространенный педагогический инструмент в любой образовательной среде —
общение. Это необходимо для того, чтобы привлечь внимание ребенка,
завоевать его доверие. На втором месте игра — важнейший психологический
элемент. С помощью игры можно добиться невероятно успешных
результатов. Грамотно построенный и хорошо спланированный игровой процесс
укрепит командный дух у детей, сделает их частью общества.    

Самый
распространенный педагогический инструмент в любой образовательной среде —
общение. Это необходимо для того, чтобы привлечь внимание ребенка,
завоевать его доверие. На втором месте игра — важнейший психологический
элемент. С помощью игры можно добиться невероятно успешных
результатов. Грамотно построенный и хорошо спланированный игровой процесс
укрепит командный дух у детей, сделает их частью общества.    

Rate article