- Роль этнопедагогики в образовательном процессе
- Этнопедагогика
- Классификация методов этнопедагогики в зависимости
- Структура
- Средства воспитания
- Предмет этнопедагогики
- Предпосылки разработки методологии этнопедагогического исследования
- Основные направления современных исследований в этнопедагогике
- Значение и суть науки
- Связь с другими науками
Роль этнопедагогики в образовательном процессе
Основная задача этнопедагогики заключается в уважении и сохранении культурного наследия каждого ученика, а также в обеспечении равных образовательных возможностей для всех. Этнопедагог в образовательном процессе выступает как посредник между культурой учащегося и культурой учебного процесса. Он обеспечивает включение межкультурного и межэтнического диалога в учебные материалы, методики обучения и организацию учебной среды.
Внедрение культурно-этнического разнообразия в учебный процесс: этнопедагогика помогает учителям внедрять элементы культуры и истории разных этнических групп в учебные планы, программы и материалы. Это позволяет учащимся видеть себя в учебном процессе и формировать положительную самооценку и самоидентификацию.
Развитие межкультурного и межэтнического взаимодействия: этнопедагогика способствует формированию у учащихся навыков межкультурного общения, понимания, толерантности и уважения к различиям
Это важно для построения гармоничных межличностных отношений и укрепления социальной солидарности в образовательной среде.
Индивидуализация образования: этнопедагогика помогает учителям учитывать индивидуальные потребности и специфические особенности каждого ученика, связанные с его этнической принадлежностью. Это позволяет создать более эффективные и осознанные образовательные программы и методы, способствующие развитию личности каждого ученика.
Этнопедагогика
Классификация методов этнопедагогики в зависимости
Pdf ko’rish
|
4 …
Харитонова Ф.П. – Этнопедагогика. Вопросы и ответы
Классификация методов этнопедагогики в зависимости внутреннего мира человека – его неразрывная связь с переживаниями, – особый метод – ста- Конкретными «формами понимания и освоения учебной дисци- Do’stlaringiz bilan baham: |
4 …
Структура
Этнопедагогика как наука содержит некоторые структурные элементы. Сюда входит обучение ребенка, который, с определенной точки зрения, изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.
Также отраслью этого метода обучения является популярная дидактика. Раскройте смысл учений, инструкций, объяснений. Кроме того, этнопедагогика включает педагогическую этику, изучающую необходимость, обязанность соблюдать нормы поведения и установленные правила. Это направление учит уважать свою семью, своих предков, историю и культуру.
Семейная педагогика — еще одна структурная единица. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе этот сектор становится все более популярным. Сформируйте в сознании детей культ Семьи, Отца и Матери.
Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задача представленной науки — дать образование не только детям, но и их родителям. В нем указаны способы, приемы и методы реализации учебного процесса. Родители должны овладеть основами педагогического мастерства, чтобы дать ребенку понимание нравственности, взаимодействия с обществом.
Средства воспитания
Этнопедагогика — эффективное направление образовательного процесса
Его средства настолько разнообразны, что способны привлечь внимание любого ребенка. Прежде всего, общение — это средство обучения
В процессе дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Кроме того, общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя учителю применять определенные методы, соответствующие определенной ситуации.
Одно из самых эффективных средств этнопедагогики — игра. Различные забавные и популярные занятия вовлекают всех детей в процесс обучения. При этом им становится намного легче проникнуться командным духом, стать частью компании. Каждый человек — это часть целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в общем процессе.
Способы этнопедагогики очень разные. Творчество очень распространено. Говорят, головоломки тренируют ум. Различные сказки, дошедшие до нас с древних времен, — настоящее сокровище народной мудрости. Различная информация о правилах поведения, взаимодействия с окружающей средой предоставляется в доступной для детей форме. Легенды и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости делать добро для общего блага. Эти средства обучения оказывают гораздо большее влияние на личность, чем убеждения и убеждения.
Еще одно эффективное средство этнопедагогики — труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Дайте волю творчеству, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, национальность, семью и друг друга
Это очень важно для нашего современного общества
Предмет этнопедагогики
Этнопедагогику можно было бы, в общем, и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой — все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, — это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все — отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики — «Мудрость старых чехов»?!
Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука
Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского — лучший пример использования народной педагогики в воспитании, как в семье, так и в школе
Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики.
Предпосылки разработки методологии этнопедагогического исследования
Методология этнопедагогики вступила в стадию методологического приращения (Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. М., 2013. С. 6). Исторические обстоятельства и общественные проблемы национального характера значительно расширяют ее теоретическую базу. Развиваясь как перспективное научное направление, к XXI веку этнопедагогика накопила большое количество методов, приемов, фактов, способов осуществления этнопедагогических исследований. Их число значительно и продолжает интенсивно увеличиваться. Согласимся с утверждением Ш.М.-Х.Арсалиева, что все исследования этнопедагогического характера последних лет идут по трем направлениям: 1) специальному (термин наш), использующему материал народной педагогики в обучении отдельным дисциплинам, 2) национально-региональному, 3) общепедагогическому, исследующему историю, теорию данной отрасли научного знания (Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. М., 2013. С. 57).
Накопленные этнопедагогикой данные широко используются другими науками: психологией, культурологией, философией, социологией, политологией, регионологией, лингвистикой, этнологией, формируя фактологическую базу для развивающихся отраслей знания (этнофилософии, этнопсихологии, этносоциологии, этнолингвистики, этнографии). (Подробнее этот аспект раскрывается в параграфе 1.3 «Методология этнопедагогического исследования как предмет изучения».)
Обращает на себя внимание и то, что единых методологических предписаний для выполнения проектирования, т.е. создания моделей, технологий и их верификации, в этнопедагогических исследованиях не существует
Восполнить этот пробел мы попытались в главе 3, рассмотрев логику проектирования и разработав алгоритм этого процесса в этнопедагогическом исследовании.
В практике выполнения этнопедагогических изысканий исследователь оперирует методологическим инструментарием общей педагогики, психологии, социологии за неимением устоявшегося собственного (Из интервью с В.В.Лезиной. 12 октября 2012 г., Пятигорск: ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Москва, 12 октября 2002 г.).
Необходимость разработки методологии этнопедагогического исследования подтверждается нареканиями участников научно-практической конференции «Методология педагогического и психологического исследования» (М., 4 окт. 2002 г.), где отмечался «низкий методологический уровень исследований, нарастание дефицита методологической культуры научных работников» (Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (Состояние и проблемы. М., 2002. С.78 – 79). Среди наиболее часто встречающихся недостатков диссертационных исследований, относящихся в том числе к этнопедагогическим, отмечены «слабая рефлексия накопленного опыта, полученных данных, недостаточная разработанность экспериментальной части (ее планирование, выборка, методы и статистический анализ), малое количество публикаций, общественных обсуждений, систематически раскрывающих средства и методы научно-исследовательской деятельности» (там же). Исследование проблем методологии современного научного знания было названо приоритетным
Рекомендовано обратить особое внимание на проведение крупномасштабных теоретико-методологических исследований, обязать психолого-педагогические журналы организовать дискуссии по проблемам методологии науки и научного исследования, повысить уровень методологической культуры научных работников и педагогов
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Значение и суть науки
Этнопедагогика — это отрасль педагогической науки, использующая исторический опыт определенной национальности. Изучите взгляды прошлых поколений на воспитание подрастающего поколения
При этом большое внимание уделяется семье, быту, своей национальности и нации
Образовательное пространство нашей страны отличается неоднородностью культурно-исторических ценностей. У большего количества этнических групп есть свои особенности. Таким образом, образование учитывает эти характеристики. Традиции, национальности не у всех групп одинаковы. Но в основе любой культуры лежат одни и те же базовые концепции и цели. Задача педагогов — привить детям не конкретное направление популярного исторического опыта, а суть, которую несут множественные исторические, культурные традиции, легенды, песни и сказки. Это дает возможность воспитывать человека, взаимодействующего с обществом, на принципах общих ценностей, точек зрения и совести.
В современных условиях ускоренного технологического развития это позволяет каждому человеку поддерживать собственную связь с историческими ценностями, которые ему были даны.
Понятия этнопедагогика и народная педагогика не являются синонимами
Рассматриваемая отрасль науки обращает внимание на исторические разработки наших предков и применяет их простую, но действенную логику в воспитании детей
Связь с другими науками
Этнопедагогика тесно связана с другими науками. Это комплексный подход к получению новых знаний и навыков, который более эффективен.
Связь этнопедагогики с другими науками весьма значительна. Прежде всего, необходимо отметить его взаимодействие с этнографией. Эта область знаний несет информацию о расселении народов мира, об их исторической территориальной принадлежности.
В западных странах эту отрасль науки еще называют этнологией. В его компетенцию также входит изучение поведения, традиций каждой нации. Это дает возможность учесть особенности поведения определенной группы людей, проживающих на определенной территории.
Этнопедагогика и этнопсихология также тесно связаны. Эта область популярных знаний изучает поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет. Этнопсихология изучает факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного общества друг с другом и с окружающим миром. Эта наука исследует эмоциональную сферу определенной этнической группы, их переживания и выражение их чувств. Кроме того, область изучения этнопсихологии включает в себя мотивацию людей, а также влияние социальных и психологических влияний на их деятельность.
Этнопедагогика также поддерживает связь с этносоциологией. Эта наука изучает поведение представителей какой-либо национальности по отношению к окружающему их обществу.