Этнопедагогика в России: генезис и развитие

Этнопедагогика

Роль этнопедагогики в образовательном процессе

Основная задача этнопедагогики заключается в уважении и сохранении культурного наследия каждого ученика, а также в обеспечении равных образовательных возможностей для всех. Этнопедагог в образовательном процессе выступает как посредник между культурой учащегося и культурой учебного процесса. Он обеспечивает включение межкультурного и межэтнического диалога в учебные материалы, методики обучения и организацию учебной среды.

Внедрение культурно-этнического разнообразия в учебный процесс: этнопедагогика помогает учителям внедрять элементы культуры и истории разных этнических групп в учебные планы, программы и материалы. Это позволяет учащимся видеть себя в учебном процессе и формировать положительную самооценку и самоидентификацию.

Развитие межкультурного и межэтнического взаимодействия: этнопедагогика способствует формированию у учащихся навыков межкультурного общения, понимания, толерантности и уважения к различиям

Это важно для построения гармоничных межличностных отношений и укрепления социальной солидарности в образовательной среде.

Индивидуализация образования: этнопедагогика помогает учителям учитывать индивидуальные потребности и специфические особенности каждого ученика, связанные с его этнической принадлежностью. Это позволяет создать более эффективные и осознанные образовательные программы и методы, способствующие развитию личности каждого ученика.

Этнопедагогика

Классификация методов этнопедагогики в зависимости

Pdf ko’rish

bet 4/37
Sana 18.09.2022
Hajmi 386,47 Kb.
#849245
Turi Учебное пособие

      4             …  
Харитонова Ф.П. – Этнопедагогика. Вопросы и ответы

Классификация методов этнопедагогики в зависимости 
от ее дифференциации (по Л. Н. Бережновой)
Методы этнопедагогики
как науки
как учебной
дисциплины
как вида деятельности
Обобщение данных эт-
нографических, этно-
логических, этнолин-
гвистических, этно-
культурологических 
исследований и анализ 
научной и художе-
ственной литературы; 
познание жизненного 
пути человека этниче-
ского; биографический 
метод; понимание; гер-
меневтика
Самоотчет; самоана-
лиз; включенное на-
блюдение;
идентификация;
рефлексия;
рефлексивное
наблюдение;
беседа как диалог;
биографический
метод
Внушение; заражение;
подражание; показ;
одобрение; осуждение;
запрет; угроза; призна-
ние; упражнение; 
рассказ; поручение; не-
посредственное уча-
стие в праздниках, 
спортивных играх и со-
стязаниях, инсцениров-
ках, исполнение обря-
дов
По мнению Л. Н. Бережновой, «один из методов связан с позна-
нием жизненного пути человека, что позволяет увидеть своеобразие 
самовосстановления человека в кризисные, подчас разрушительные 
периоды жизни (потери, утрата прежних ценностей). История хранит 
много биографических примеров и подробных жизнеописаний, кото-
рые представляют собой путь состояния человека, этику духовного 
совершенства» .
«Жизненный путь человека В. Г. Ананьев рассматривает как ис-
торию формирования и развития личности в определенном обществе, 
современника определенной эпохи и сверстника определенного поко-
ления. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются исторически-
ми событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа 
жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной про-
граммой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность вла-
деет» .
«Гуманитарное познание обращается к внутреннему миру челове-
ка, к его личностным ценностям и смыслу жизни. Важная особенность 
9

внутреннего мира человека – его неразрывная связь с переживаниями, 
поэтому гуманитарное познание ориентирует на понимание» .
Л. Н. Бережнова отмечает, что «понимание

– особый метод – ста-
новится прогнозом последующего развития, своеобразной научной 
рефлексией. Это и процесс, и результат познания. Процесс понимания 
может разворачиваться в различных формах или моментах познания, 
приводящих в итоге к определенному толкованию разных явлений. 
Именно поэтому следует признать необходимость включения герме-
невтики и феноменологии как методов гуманитарного познания в эт-
нопедагогике» .
В этнопедагогических исследованиях особое познавательное зна-
чение имеет биографический метод. Анализ жизненного пути челове-
ка как представителя того или иного этноса, культуры позволит со-
брать необходимый фактический материал, сделать определенные 
обобщения и выводы, касающиеся предмета и задач этнопедагогики
Художественные тексты, личные воспоминания и другие текстовые 
источники, материалы этнографических, этнологических, этнолин-
гвистических, этнокультурологических исследований дают богатый 
материал для понимания особенностей человека этнического, мето-
дов и средств его социализации применительно к той или иной 
культуре, тому или иному времени и месту . Герменевтический 
подход в воспитании ориентирует на понимание, эмоциональную 
открытость, взаимодоверие, равноправные субъект-субъектные отно-
шения сотрудничающих людей как безусловные ценности.

Конкретными «формами понимания и освоения учебной дисци-
плины «Этнопедагогика» выступают следующие методы: педагогиче-
ское описание (или обоснование) проблемы этносоциализации ребен-
ка, самоотчет, самоанализ, включенное наблюдение, идентификация, 
рефлексия, рефлексивное наблюдение, беседа как диалог, биографи-
ческий метод, интерпретация внутреннего мира другого человека, 
герменевтика» .
Методы, которые можно использовать в этнопедагогических ис-
следованиях: опрос, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, 
биографический метод, «устная история» как метод сбора этнографи-
ческого материала, метод изучения этнических стереотипов, 
контекст-анализ, метод моделирования, тренинг кросскультурных 
умений, частные архивные материалы, анализ и интерпретация педа-
гогического опыта и др.
10

Do’stlaringiz bilan baham:

      4             …  

Структура

Этнопедагогика как наука содержит некоторые структурные элементы. Сюда входит обучение ребенка, который, с определенной точки зрения, изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.

Также отраслью этого метода обучения является популярная дидактика. Раскройте смысл учений, инструкций, объяснений. Кроме того, этнопедагогика включает педагогическую этику, изучающую необходимость, обязанность соблюдать нормы поведения и установленные правила. Это направление учит уважать свою семью, своих предков, историю и культуру.

Семейная педагогика — еще одна структурная единица. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе этот сектор становится все более популярным. Сформируйте в сознании детей культ Семьи, Отца и Матери.

Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задача представленной науки — дать образование не только детям, но и их родителям. В нем указаны способы, приемы и методы реализации учебного процесса. Родители должны овладеть основами педагогического мастерства, чтобы дать ребенку понимание нравственности, взаимодействия с обществом.

Средства воспитания

Этнопедагогика — эффективное направление образовательного процесса

Его средства настолько разнообразны, что способны привлечь внимание любого ребенка. Прежде всего, общение — это средство обучения

В процессе дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Кроме того, общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя учителю применять определенные методы, соответствующие определенной ситуации.

Одно из самых эффективных средств этнопедагогики — игра. Различные забавные и популярные занятия вовлекают всех детей в процесс обучения. При этом им становится намного легче проникнуться командным духом, стать частью компании. Каждый человек — это часть целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в общем процессе.

Способы этнопедагогики очень разные. Творчество очень распространено. Говорят, головоломки тренируют ум. Различные сказки, дошедшие до нас с древних времен, — настоящее сокровище народной мудрости. Различная информация о правилах поведения, взаимодействия с окружающей средой предоставляется в доступной для детей форме. Легенды и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости делать добро для общего блага. Эти средства обучения оказывают гораздо большее влияние на личность, чем убеждения и убеждения.

Еще одно эффективное средство этнопедагогики — труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Дайте волю творчеству, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, национальность, семью и друг друга

Это очень важно для нашего современного общества

Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно было бы, в общем, и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой — все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, — это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все — отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики — «Мудрость старых чехов»?!

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука

Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского — лучший пример использования народной педагогики в воспитании, как в семье, так и в школе

Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики.

Предпосылки разработки методологии этнопедагогического исследования

Методология этнопедагогики вступила в стадию методологического приращения (Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. М., 2013. С. 6). Исторические обстоятельства и общественные проблемы национального характера значительно расширяют ее теоретическую базу. Развиваясь как перспективное научное направление, к XXI веку этнопедагогика накопила большое количество методов, приемов, фактов, способов осуществления этнопедагогических исследований. Их число значительно и продолжает интенсивно увеличиваться. Согласимся с утверждением Ш.М.-Х.Арсалиева, что все исследования этнопедагогического характера последних лет идут по трем направлениям: 1) специальному (термин наш), использующему материал народной педагогики в обучении отдельным дисциплинам, 2) национально-региональному, 3) общепедагогическому, исследующему историю, теорию данной отрасли научного знания (Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. М., 2013. С. 57).

Накопленные этнопедагогикой данные широко используются другими науками: психологией, культурологией, философией, социологией, политологией, регионологией, лингвистикой, этнологией, формируя фактологическую базу для развивающихся отраслей знания (этнофилософии, этнопсихологии, этносоциологии, этнолингвистики, этнографии). (Подробнее этот аспект раскрывается в параграфе 1.3 «Методология этнопедагогического исследования как предмет изучения».)

Обращает на себя внимание и то, что единых методологических предписаний для выполнения проектирования, т.е. создания моделей, технологий и их верификации, в этнопедагогических исследованиях не существует

Восполнить этот пробел мы попытались в главе 3, рассмотрев логику проектирования и разработав алгоритм этого процесса в этнопедагогическом исследовании.

В практике выполнения этнопедагогических изысканий исследователь оперирует методологическим инструментарием общей педагогики, психологии, социологии за неимением устоявшегося собственного (Из интервью с В.В.Лезиной. 12 октября 2012 г., Пятигорск: ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Москва, 12 октября 2002 г.).

Необходимость разработки методологии этнопедагогического исследования подтверждается нареканиями участников научно-практической конференции «Методология педагогического и психологического исследования» (М., 4 окт. 2002 г.), где отмечался «низкий методологический уровень исследований, нарастание дефицита методологической культуры научных работников» (Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (Состояние и проблемы. М., 2002. С.78 – 79). Среди наиболее часто встречающихся недостатков диссертационных исследований, относящихся в том числе к этнопедагогическим, отмечены «слабая рефлексия накопленного опыта, полученных данных, недостаточная разработанность экспериментальной части (ее планирование, выборка, методы и статистический анализ), малое количество публикаций, общественных обсуждений, систематически раскрывающих средства и методы научно-исследовательской деятельности» (там же). Исследование проблем методологии современного научного знания было названо приоритетным

Рекомендовано обратить особое внимание на проведение крупномасштабных теоретико-методологических исследований, обязать психолого-педагогические журналы организовать дискуссии по проблемам методологии науки и научного исследования, повысить уровень методологической культуры научных работников и педагогов

Основные направления современных исследований в этнопедагогике

Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:

  1. Определение этнической принадлежности.
  2. Содержание проводимых этнопедагогических исследования.

В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.

В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:

  1. Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
  2. Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
  3. Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
  4. Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
  5. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
  6. Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
  7. Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
  8. Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
  9. Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
  10. Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).

Значение и суть науки

Этнопедагогика — это отрасль педагогической науки, использующая исторический опыт определенной национальности. Изучите взгляды прошлых поколений на воспитание подрастающего поколения

При этом большое внимание уделяется семье, быту, своей национальности и нации

Образовательное пространство нашей страны отличается неоднородностью культурно-исторических ценностей. У большего количества этнических групп есть свои особенности. Таким образом, образование учитывает эти характеристики. Традиции, национальности не у всех групп одинаковы. Но в основе любой культуры лежат одни и те же базовые концепции и цели. Задача педагогов — привить детям не конкретное направление популярного исторического опыта, а суть, которую несут множественные исторические, культурные традиции, легенды, песни и сказки. Это дает возможность воспитывать человека, взаимодействующего с обществом, на принципах общих ценностей, точек зрения и совести.

В современных условиях ускоренного технологического развития это позволяет каждому человеку поддерживать собственную связь с историческими ценностями, которые ему были даны.

Понятия этнопедагогика и народная педагогика не являются синонимами

Рассматриваемая отрасль науки обращает внимание на исторические разработки наших предков и применяет их простую, но действенную логику в воспитании детей

Связь с другими науками

Этнопедагогика тесно связана с другими науками. Это комплексный подход к получению новых знаний и навыков, который более эффективен.

Связь этнопедагогики с другими науками весьма значительна. Прежде всего, необходимо отметить его взаимодействие с этнографией. Эта область знаний несет информацию о расселении народов мира, об их исторической территориальной принадлежности.

В западных странах эту отрасль науки еще называют этнологией. В его компетенцию также входит изучение поведения, традиций каждой нации. Это дает возможность учесть особенности поведения определенной группы людей, проживающих на определенной территории.

Этнопедагогика и этнопсихология также тесно связаны. Эта область популярных знаний изучает поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет. Этнопсихология изучает факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного общества друг с другом и с окружающим миром. Эта наука исследует эмоциональную сферу определенной этнической группы, их переживания и выражение их чувств. Кроме того, область изучения этнопсихологии включает в себя мотивацию людей, а также влияние социальных и психологических влияний на их деятельность.

Этнопедагогика также поддерживает связь с этносоциологией. Эта наука изучает поведение представителей какой-либо национальности по отношению к окружающему их обществу.

Rate article