Этнопедагогика народных игр: сохранение и передача культурного наследия

Предмет педагогики, этнопедагогики, основные понятия.  доклад, проект Этнопедагогика

Основные средства нравственного воспитания в этнопедагогике

Исследователи выделяют ряд факторов народного образования: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, модель-идеальная, каждый из которых способствует нравственному воспитанию

Важной особенностью этнопедагогики является ее природно-ориентированный характер, обусловленный естественностью народных традиций в воспитании и гармоничной интеграцией с экологическими процессами. Воспитывая своих детей, наши предки пытались сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней и о необходимости нравственных отношений со всеми живыми существами

Народные игры, способствующие интеллектуальному и физическому развитию, несут в себе определенный нравственный потенциал. Они отражали национальные особенности, образ жизни и мировоззрение, были тесно связаны с исторической судьбой нации. Все это определило функцию игр: Они запечатлели на ребенке национальные нравы, сформировали ценные для этноса качества, научили новое поколение правилам и нормам поведения.

Другой фактор, это слово, играет решающую роль в этнопедагогике, особенно в вопросе нравственного воспитания. Отмечая наличие словесных элементов почти во всех факторах этнопедагогики, мы выделяем словесные средства народной педагогики, такие как пословицы, идиомы, загадки, песни, сказки, поговорки, басни, притчи, увещевания и др. В народной педагогике огромное количество вербальных форм воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка: проповедь, увещевание, назидание, упрёк, осуждение, завещание и многое другое.

Сказки традиционно занимают одно из важнейших мест в русской этнопедагогике. Простота, искренность, спонтанность сказок соответствуют сходным характеристикам психики ребенка, позволяющим достичь гармоничного сочетания духовного и нравственного развития.

Создавая сказки, люди стремились отразить в них свои лучшие качества, идеалы, ценности, принципы и передать их молодому поколению: В сказках хвалят трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, честность, человечность и т.д., а противоположные качества высмеивают и осуждают.

Песни являются уникальным творением фольклора, которое, как и сказки, способствует нравственному воспитанию, поскольку люди отражают свои взгляды на мир, в том числе взгляды на нравственность. Песни, сформировавшиеся за тысячи лет, были отобраны народными учителями, которые понимали огромную роль музыки и поэзии в личностном развитии человека, культивировали пути, способствовавшие духовному, эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.

Притчи имели большое значение для формирования нравственной личности, они являлись концентрированным выражением народной мудрости, предназначенным для удовлетворения различных духовных потребностей людей: познавательных, этических, эстетических, промышленных и т.д. Пословицы русского народа — это расширенная система, показывающая идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, храбрым, честным и любящим родину.

Особое место в жизни русских занимала религия, которая также является одним из факторов этнопедагогики. Огромный образовательный потенциал христианства был эффективно использован в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповедание способствовали формированию у них нравственных устоев.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики: идеального образца для подражания, который должен показать ребенку, каким человеком он должен быть. Былины, легенды и исторические песни, используемые в воспитании детей, стимулируют деятельность ребенка по достижению нравственного идеала

Русский народ отчетливо осознавал важность личного примера в воспитании, который разработал целый кодекс поведения родителей со своими детьми.

Другие факторы народной педагогики — труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной и эстетической деятельности, ребенок закрепляет те черты личности, которые считались ценными для этноса.

Rate article