- Слайд 43КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕНазвание и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания, примерная численность,
- Слайд 33Этническая картина мира Конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого
- Основные направления современных исследований в этнопедагогике
- Слайд 44 КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕСтереотипные представления об основных чертах национального характера
- анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень
- Слайд 4Проблемные вопросы – Почему этнопсихологические знания так важны для этнопедагогики?– Основываясь
- Слайд 33 Этническая картина мира Конструируемый и структурированный социальный феномен,
- субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).ЭКМ – целостный
- Слайд 44КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕСтереотипные представления об основных чертах национального характера данного этноса, отраженные
- Слайд 43 КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕНазвание и краткая характеристика выбранного этноса (территория
- проживания, примерная численность, основные виды деятельности).Основные черты национального характера
- данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь
Слайд 43КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕНазвание и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания, примерная численность,
основные виды деятельности).Основные черты национального характера данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь необходимо опираться на теоретические концепции национального характера (например, концепцию Лурье – описать через нее). Описать базовую (или модальную) личность данной культуры. Какие механизмы социализации преобладают в данной культуре? Есть ли интересные особенности культурной социализации детей? Есть ли примеры культурно-специфичных заболеваний, психических патологий?К какому типу культур (по Бенедикт, Мид и т.д.) Вы могли бы отнести данный этнос? Почему? Какие механизмы поддержания этнической идентичности использует данный народ? Проявляет ли этноцентризм? В каких формах? Участвует ли в этнических конфликтах?
Слайд 33Этническая картина мира Конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого
лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер. Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой.
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Слайд 44 КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕСтереотипные представления об основных чертах национального характера
анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень
истинности данных стереотипов (на Ваш взгляд и на основе этнопсихологических исследований). Здесь можно добавить личный опыт общения с представителями данной этнической группы, если таковой имеется.Характеристики вербальной и невербальной коммуникации: как представители данного этноса ведут себя в межличностном общении? Культурно-специфические нормы и традиции общения. Традиции семейных отношений.Исторический путь формирования основных особенностей национального характера данного этноса (географический детерминизм, виды деятельности, исторические события и т.д.) – все, что покажется Вам важным в формировании данного национального характера.
Слайд 4Проблемные вопросы – Почему этнопсихологические знания так важны для этнопедагогики?– Основываясь
на известной типологии культур, выведите совокупность характеристик для русской культуры.– Что означают термины «автостереотипы» и «гетеростереотипы»?– Почему так живучи этнические стереотипы? Какие группы социальных стереотипов, кроме этнических, Вы можете привести в пример?– Сформулируйте комплементарное определение этнической картины мира. Какова структура этнической картины мира?– Каково значение ЭКМ в жизнедеятельности этноса и его представителей?– Каковы тенденции изменения современной этнической картины мира?– Как связан национальный менталитет с этнической картиной мира? Какое понятие шире по содержанию?
Слайд 33 Этническая картина мира Конструируемый и структурированный социальный феномен,
субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).ЭКМ – целостный
конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер. Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой.
Слайд 44КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕСтереотипные представления об основных чертах национального характера данного этноса, отраженные
в культуре и искусстве (фильмах, литературе, анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень истинности данных стереотипов (на Ваш взгляд и на основе этнопсихологических исследований). Здесь можно добавить личный опыт общения с представителями данной этнической группы, если таковой имеется.Характеристики вербальной и невербальной коммуникации: как представители данного этноса ведут себя в межличностном общении? Культурно-специфические нормы и традиции общения. Традиции семейных отношений.Исторический путь формирования основных особенностей национального характера данного этноса (географический детерминизм, виды деятельности, исторические события и т.д.) – все, что покажется Вам важным в формировании данного национального характера.
Слайд 43 КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕНазвание и краткая характеристика выбранного этноса (территория
проживания, примерная численность, основные виды деятельности).Основные черты национального характера
данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь
необходимо опираться на теоретические концепции национального характера (например, концепцию Лурье – описать через нее). Описать базовую (или модальную) личность данной культуры. Какие механизмы социализации преобладают в данной культуре? Есть ли интересные особенности культурной социализации детей? Есть ли примеры культурно-специфичных заболеваний, психических патологий?К какому типу культур (по Бенедикт, Мид и т.д.) Вы могли бы отнести данный этнос? Почему? Какие механизмы поддержания этнической идентичности использует данный народ? Проявляет ли этноцентризм? В каких формах? Участвует ли в этнических конфликтах?