Этнопедагогика России: история зарождения и развития

Этнопедагогика
Contents
  1. Слайд 63 Новаторство Макаренко – в переосмыслении всего того богатства
  2. же – русскими и украинцами. Это и «Слово о полку
  3. Слайд 39 СРС по лекции 1.Приведите примеры и факты влияния
  4. отца, советы матери, пожелания старших товарищей (в виде эссе).Запишите народную
  5. Современное призвание этнопедагогики
  6. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике
  7. Слайд 46 Много сил и ума положил Коменский для объединения
  8. трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии. Его имя почитаемо
  9. Слайд 60 Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались
  10. просветителем всероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему
  11. Слайд 53 Необходимо гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил
  12. Слайд 35 Толерантность Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение
  13. многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения
  14. Слайд 15Высказывания ребят о кружкеКукла не рождается сама: ее создает человек.
  15. Я свою первую куклу сделала в четыре года, и с
  16. Факторы
  17. Слайд 68 СРС по лекции 2.К.Д.Ушинский был талантливым детским писателем.
  18. школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над
  19. Становление этнопедагогики как науки
  20. Готовые работы на аналогичную тему
  21. Слайд 55 Ф.А.В. Дистервег разработал идеи общечеловеческого воспитания применительно к
  22. воспитания: общая, с одной стороны, состоит в том, что школьное

Слайд 63 Новаторство Макаренко – в переосмыслении всего того богатства

же – русскими и украинцами. Это и «Слово о полку

Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школы Львовщины и воспитательная система казаков Запорожской сечи, и Григорий Сковорода, и Ушинский, и Пирогов.Новатором Антона Семеновича Макаренко сделала действительность: «Все в этой жизни: единство, строительство, борьба, победы, – все по-новому богато, по-новому радостно и по-новому трудно».Макаренко утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа, т.е. для него закономерно и современное функционирование народной педагогики. При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Слайд 39 СРС по лекции 1.Приведите примеры и факты влияния

отца, советы матери, пожелания старших товарищей (в виде эссе).Запишите народную

пословицу, первой пришедшую вам на ум (проведите анали, почему именно данная пословица).Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший личностный смысл(обоснуйте).Космонавт А.Г.Николаев рассказывает: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга… Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось – мальчишки рано приучались к труду».Прокомментируйте это высказывание используя два предложения: «Пусть трехлетний помогает отцу, трехлетняя – матери», русские говорят о чувашах: «У них дитя – одной ногой в колыбели, другой – на пахоте в поле».

Современное призвание этнопедагогики

Современная этнопедагогика – это особая наука, способная воспитать действительно достойную личность. Ее деяния будут направлены на достижение общего благополучия и развития.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы, который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

За последние десятилетия мы продемонстрировали значительный технологический прорыв. Но расхищение природных ресурсов, искаженные представления о своем роде, семье, нации все чаще имеют место в нашей жизни

Этнопедагогика призвана обратить внимание подрастающего поколения на необходимость уважительного отношения ко всем живым существам, населяющим нашу планету. Эта хрупкая система, существовавшая множество столетий, сегодня подвергается постоянным атакам со стороны человечества

Лицо планеты меняется, порой уже необратимо.

Именно этнопедагогика взывает к нашей морали, чувству ответственности за свои поступки. Она воспитывает в нас чувство единства каждого представителя нашего общества, а также осознание последствий того или иного решения. Правильное отношение к окружающему нас миру начинается с глубокого уважения своей семьи, общины, нации. Высоконравственный человек ценит как самое близкое свое окружение, так и все живое, что есть в нашем мире. Этому учит нас народная мудрость. Главные постулаты ее наши предки знали еще с незапамятных времен.

Шумный, быстро меняющийся мир не должен заставлять нас забывать о самых главных вещах, которыми должно быть наполнено наше сознание. Если мы забудем свою историю, наставления наших предков, мы неизбежно упадем в пропасть, сбившись с истинного пути. Поэтому этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Ведь именно она прививает те самые главные качества личности, которые нужны не только каждому человеку, но и всему обществу в целом.

Рассмотрев основные понятия о представленной науке, можно сказать, что этнопедагогика – это важное направление в области образования. Она применяет действенные средства и преследует очень благородные цели при воспитании подрастающего поколения

Неординарный подход позволяет детям лучше усваивать новую информацию, развивать в себе творческие способности. При взаимодействии их с окружающим миром этнопедагогика помогает вырабатывать этические и высокоморальные качества. При этом дети осознают свою общность с окружающим миром, ощущая себя его частью. Это позволяет воспитать личность с высокими нравственными устоями, несущую в мир добро и благо для всей общественности.

Источник

Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике

Любая наука, которая стремится изучать человека, обязательно
опирается на определенную философскую основу, определенное понимание человека.
Поэтому философская антропология служит основой педагогики, особенно
этнопедагогики. Антропологический принцип педагогики ориентирует на повышение
роли человеческого фактора, ведет к росту социальных ожиданий
«индивидуального человека», способствует учету его особенностей, интересов,
предпочтений, потребностей и способностей в формировании личности. (Термин
«педагогическая антропология» был введен К.Д

Ушинским).
Педагогическая антропология основывалась на идее саморазвития на основе природы
как важной потребности в «самореализации» и
«самовоспитании». Аристотель утверждал, что саморазвитие — это
реализация основной тенденции человеческой природы, тенденции, которая
проявляется в самых элементарных действиях и реакциях человека

У Дьюи мы находим идею о том, что педагогика должна
различать линию образования и линию саморазвития. Он утверждал, что цели
воспитания человека не может ставить никто, кроме самого человека: хорошая цель
— это та, которая исходит от воспитуемых, от их естественного саморазвития.
Саморазвитие — это нравственная цель и ценность, механизм реализации сущностных
сил человека и, при определенных условиях, устойчивое качество личности,
проявляющееся в стремлении к самоутверждению, самопознанию, самосохранению.

Самосохранение — это общий термин, который относится к
любому поведению, направленному на повышение шансов организма на выживание.

Например, человеческий инстинкт самосохранения со
склонностью к борьбе и самозащите как проявление элементарных умственных
способностей. Некоторые способности из списка, составленного основателем науки
о знаках Дж. Некоторые способности из списка, составленного основателем науки о
знаках Дж. Галлом в XIX веке, были подтверждены не только теоретически, но и
эмпирически в работах великих психологов XX века.

В проблеме самосохранения вопросы духовной культуры
человека, его предназначения, его места в обществе, его судьбы объединены в
единый комплекс.

В первобытном обществе люди принадлежали к своему роду;
преобладало социальное (стадное) чувство, которое позволяло им выживать. Среди
очень многих человекоподобных видов выжил тот, в котором было сильно развито
чувство взаимной поддержки, тот, в котором чувство социального самосохранения
преобладало над чувством личного сохранения, которое могло иногда принести вред
роду или племени (П.А.Кропоткин). Из социального инстинкта развились первые
ценностные ориентации и нравственные чувства, которые были ориентированы
исключительно на общественные интересы.

У первобытных народов действия считались хорошими или
плохими в зависимости от того, насколько непосредственно полезными они могли
быть для племени, а не для вида или отдельного члена племени (Ч. Дарвин).
Человек существовал только как единица клана, принадлежал клану, и клановые
идеи определяли его индивидуальные интересы. Таким образом, самосохранение
клана — это подчинение личного социальному. Это сознание факта сосуществования
человечества и долга человека перед собственным существованием.

У человека всегда есть потребность чувствовать себя частью
«мы», осознавать свою принадлежность к тому, в чем он ищет опору в
жизни. Расширяя индивидуальные границы в новой личности, человек ищет комфорта
и стабильности. И когда общество в целом оказывается бессильным удовлетворить
эту потребность, этническая группа дает людям безопасность. В мультикультурном
обществе, в период кризиса его развития, этничность (этническая общность)
становится основным инструментом, с помощью которого группа может обозначить
наиболее заметные и надежные границы самосохранения.

Обычно для определения понятия этнической общности (народа)
выделяют такие признаки, как язык, территория, культура и т.д. Взаимодействие
этих признаков и их совокупное влияние на поддержание этнической общности
выражается в виде вторичного явления — этнического самосознания, которое
является решающим в определении принадлежности отдельных людей или целых
человеческих коллективов к той или иной этнической общности.

Слайд 46 Много сил и ума положил Коменский для объединения

трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии. Его имя почитаемо

во всем мире. Повсюду он оставлял добрые следы, прежде всего утверждая идеи межнационального гуманизма. На основе патриотической, этнической самоидентификации строилось его братское отношение к другим народам. Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я.А. Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Вся самоотверженная деятельность Я.А.Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает чешские пословицы: «Мудрость предков – зеркало для потомков».

Слайд 60 Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались

просветителем всероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему

воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные – украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. – системы просвещения. Таким образом, просветители-демократы нерусских народов считали закономерным перенесение положений Ушинского о национальной (русской) системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т.е

принимали его педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности все народы страны. Тем более что и сам Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь

Как всякий великий педагог он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.

Слайд 53 Необходимо гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил

первых попытался воплотить идеи воспитания физическим трудом на практике

Важной. новацией стала также практика взаимного обучения.Целью Песталоцци была не только реформа школы, но и народного образования в целом

Основой нравственного общества он считал деревенское поселение с его семейными связями, образующее замкнутый круг: инстинктивная любовь младенца к своей «естественной воспитательнице» (матери) впоследствии переносится сначала на отца, сестер и братьев, а затем на учителя и школьных товарищей, охватывая в конечном счете весь народ и все человечество.Идеи Песталоцци оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной системы – независимой от церкви народной школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) возникло множество кружков последователей Песталоцци, стимулировавших практическую реализацию его идей.

новацией стала также практика взаимного обучения.Целью Песталоцци была не только реформа школы, но и народного образования в целом. Основой нравственного общества он считал деревенское поселение с его семейными связями, образующее замкнутый круг: инстинктивная любовь младенца к своей «естественной воспитательнице» (матери) впоследствии переносится сначала на отца, сестер и братьев, а затем на учителя и школьных товарищей, охватывая в конечном счете весь народ и все человечество.Идеи Песталоцци оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной системы – независимой от церкви народной школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) возникло множество кружков последователей Песталоцци, стимулировавших практическую реализацию его идей.

Слайд 35 Толерантность Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение

многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения

этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения.Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия…».

Слайд 15Высказывания ребят о кружкеКукла не рождается сама: ее создает человек.

Я свою первую куклу сделала в четыре года, и с

тех пор я её храню. Народная кукла сделала мой мир шире, богаче: я не только делала кукол, я ездила в РЭМ, музей кукол, мы сами ставили спектакли, где главные герои – куклы.У нас в школе есть кружок народная кукла, мне он очень нравится. На нем мы делаем интересных кукол. Самая легкая кукла это кукла «Пеленашка». Для неё нужно всего 2 лоскутка. Первый на голову и тело, а второй на пелёнку. По моему мнению кукла нужна для того чтобы дети играя научились создавать семью, выращивать детей, учились налаживать контакт с другими детьми

Если дети (мальчики, девочки, не важно) не будут играть в куклы, то они в будущем не смогут хорошо вырастить своих детей. Они сами не смогут общаться с другими людьми

Потому что они не учились этому на куклах, не разыгрывали разные сценки. Но если они будут всё делать, то всё будет, наоборот – у них будут хорошие дети и они смогут хорошо наладить контакт с другими людьми.Мне нравится заниматься народной куклой. Это интересно и весело.

Факторы

Изучая понятие этнопедагогики, следует уделить внимание ее факторам воспитания. Если при изучении обычных дисциплин, которые преподаются сегодня в школах, факторами служат исследования ученых, прочих деятелей науки, то с этническим воспитанием связаны другие фундаментальные основы

Фактором воспитания здесь становится история, природа и религия. Каждый определенный психический склад нации положен в основу этого типа воспитания. Поэтому для каждого народа, проживающего в рамках единого государства, не могут применяться чужие факторы.

То, что хорошо, например, для народа Германии, не может применяться в этом же направлении обучения для жителей Японии. Все народы не могут жить по одному шаблону. Это невозможно ни в теории, ни на практике. Поэтому сложившиеся веками особенности воспитания, организации быта, традиции налагают свой отпечаток на факторы этнопедагогики.

Эти отличительные черты обязательно учитывают при проведении обучения. В каждом этносе господствуют свои задачи и цели воспитания. Они выражаются в общей массе средств, подходов и факторов к проведению обучения.

Слайд 68 СРС по лекции 2.К.Д.Ушинский был талантливым детским писателем.

школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над

рассказом «Четыре желания».«Поэзия – неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвышеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому образу» (В.А.Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки.«Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В.А.Сухомлинского?

Становление этнопедагогики как науки

Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.

Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:

Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.

Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).

Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.

Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.

Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.

В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.

Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.

Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.

В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.

Слайд 55 Ф.А.В. Дистервег разработал идеи общечеловеческого воспитания применительно к

воспитания: общая, с одной стороны, состоит в том, что школьное

образование на первой его ступени не должно зависеть от социальной при­надлежности ребенка, все без исключения должны воспиты­ваться «в широком, высоком и воодушевляющем смысле сло­ва»; с другой стороны, нижние ступени любых учебных заве­дений должны сообщать единые знания и нравственные установки, закладывая тем самым основы общего образова­ния человека в широком смысле слова, что может быть дос­тигнуто только на следующей ступени обучения.Таким путем, по мысли Ф.А.В. Дистервега, можно обес­печить не только природосообразность школьного воспита­ния в соответствии с сущностью самого человека, но и един­ство, равноправие, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом.

Rate article